ОСНОВНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В зависимости от назначения основную гидравлическую систему условно можно разделить на ряд участков: основную сеть; гидравлическую сеть шасси; гидравлическую сеть тормозных щитков; систему поддав — ливания гидробачка.
Основная сеть (рис. 25) включает следующие агрегаты и детали:
гидравлический бачок; гидравлический насос; фильтр ФГ-11/1;
электрогидрокраны шасси, закрылков и тормозных щитков;
предохранительный клапан;
клапаны подключения наземного гидравлического насоса;
манометры;
дроссель.
Гидравлический бачок находится в отсеке двигателя и закреплен на кронштейне, смонтированном на противопожарной перегородке. Гидробачок служит резервуаром для рабочей жидкости гидросистемы. Емкость его 8,5 л, количество заправляемого в бачок масла АМГ-10 6,7±0,25 л. Для заправки жидкости в бачке имеется заправочная горловина, герметично закрываемая пробкой. К пробке прикреплена мерная линейка с метками минимального и максимального уровней жидкости, на гидробачке имеются штуцеры для забора
Рис. 25. Нагнетающая часть гидросистемы (основная сеть): / — гидробачок; 2 — насос; 3, 4 — штуцеры подключения наземного источника питания; 5 — фильтр; 6 — перепускной клапан; 7 — электрокран воздушных тормозов; 8 — электрокран закрылков; 9 — электрокран шасси; 10 — манометры передней и задней кабин; 11— дроссель |
жидкости, для слива жидкости из системы, для присоединения трубок дренажа и системы поддавливания, для подключения наземного гидронасоса.
Конец заборного трубопровода расположен посередине бачка, благодаря чему при любом положении самолета обеспечивается подача жидкости без подсоса воздуха.
Г идронасос (рис. 26) шестеренчатого типа, служит для нагнетания жидкости под давлением в гидросистему. В корпус насоса ввернуты штуцер подвода жидкости к насосу и штуцер отвода жидкости в систему.
Рис. 27. Фильтр: 1— крышка фильтра; 2 — шарик; 3 — пружина; 4 — регулировочный винт; 5 — внутренний фильтрующий элемент; 6 — корпус; 7 — внешний фильтрующий элемент |
Ближе к приводу на корпусе имеется штуцер, через который вытекает жидкость в случае негерметичности уплотнительного сальника привода насоса.
Производительность насоса при га=2500 об/мин в противодавлении ПО кгс/см2—15±2 л/мин. Крепится насос к коробке приводов двигателя.
Фильтр ФГ-11/1 (рис. 27) предназначен для очистки рабочей жидкости от механических загрязнений. Установлен в двигательном отсеке с правой стороны.
Рис. 29. Клапан подключения
наземного насоса:
/ — корпус; 2 — крышка; 3 —
шарик; 4 — пружина
пультах в передней и задней кабинах. Диапазон измерения давления от 0 до 160 кгс/см2.
Электрогидрокра — н ы (рис. 30) служат для управления уборкой и выпуском шасси, закрылков и тормозных щитков. Краны соединены последовательно в следующем, порядке: кран шасси,,
кран закрылков, кран тормозных щитков. Все три крана установлены в правой нише шасси на передней стенке лонжерона. Краны по конструкции аналогичны.
Электрогидрокран представляет собой агрегат, состоящий из электромагнитного механизма и управляемого им распределительного золотника. Распределительный золотник имеет три проточки для перепуска жидкости на выпуск, на уборку и к другому крану.
На корпусе крана имеется пять штуцеров: в линии подвода рабочей жидкости к крану от насоса; в линии, соединяющей краны; в линии слива жидкости в гидробачок; в линии выпуска; в линии уборки. При нейтральном положении кнопок управления шасси, закрылками и тормозными щитками электромагниты кранов обесточены и распределительные золотники занимают среднее положение. При этом штуцеры линии подвода соединены прсредством проточки на золотнике со штуцерами линии, соединяющей краны, и все краны сообщаются между собой; рабочая жидкость проходит через краны и сливается в гидробачок. При нейтральном положении всех кнопок управления линии уборки и выпуска всех трех систем (шасси, закрылков и тормозных щитков) отключены от основной сети.
Рис. ЗО. Электрогидрокран: І—корпус; 2— золотник; З, 1$, 2/, 27— шайбы; 4 — винт; 5 — упор; 6, 15 — втулки; 7, 13 — пружины; 8, 17, 25 — винты; 9 — заглушка; 10 — соединительная гайка; 11 — шарик; 12 — крышка; 14 — штуцер; 16 — уплотнительные кольца; 19 — корпус электромагнита; 20 — уплотнительное кольцо; 22—гайка; 23 — шплинт; 24 — ниппель; 26 — штуцер |
При включении в кабине кнопки уборки шасси, закрылков или тормозных щитков включается нижний электромагнит соответствующего электрогидрокрана, и золотниковый распределитель передвигается в крайнее нижнее положение. При этом линия подвода жидкости от насоса соединяется с линией уборки данной системы, а линия выпуска системы сообщается с линией слива жидкости в бачок.
При включении в кабине кнопки выпуска шасси, закрылков или тормозных щитков включается верхний электромагнит соответствующего электрогидрокрана, и золотниковый распределитель передвигается в крайнее верхнее положение. При этом линия подвода жидкости от насоса соединяется с линией выпуска данной системы, а линия уборки системы сообщается с линией слива жидкости в бачок.
При включенном электромагнитном кране шасси (утоплена кнопка уборки или выпуска шасси) рабочая жидкость к электромагнитным кранам закрылков и тормозных щитков не поступает. В случае включения крана закрылков жидкость не поступает к крану тормозных щитков.
Дроссель установлен перед манометрами. Его назначение — демпфировать колебания давления жидкости перед манометрами с целью исключения колебаний стрелок манометров.
Работает основная сеть следующим образом. Из гидробачка рабочая жидкость поступает в гидронасос, который подает ее через фильтр к злектрогидрокранам. При выключенных кранах (в кабинах кнопки управления системами находятся в положении «Выключено») рабочая жидкость проходит через них и возвращается в гидробачок. При этом манометры фиксируют величину гидравлического сопротивления сети, максимальное значение которого 12 кгс/см2.
При включении одного из электрогидрокранов (в кабине включена одна из кнопок управления шасси, закрылков или тормозных щитков) к основной сети подключается одна из рабочих сетей, сопротивление на пути жидкости возрастает, давление в основной системе повышается. При давлении свыше 125 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и перепускает часть жидкости в гидробачок, ограничивая максимальное давление в системе.
Гидравлическая сеть шасси (рис. 31) предназначена для уборки и выпуска шасси и торможения колес при уборке шасси. Включает следующие основные агрегаты и детали:
гидравлические цилиндры передней и основных стоек шасси;
гидравлические цилиндры щитков основных стоек шасси;
согласующие клапаны;
цилиндры открытия механических замков;
аварийные переключатели;
обратные клапаны;
односторонние гидрозамки;
дроссели;
цилиндр автоматического торможения колес.
Гидравлические цилиндры передней
Рис. 31. Гидравлическая сеть шасси: 1 — электрогидрокран шасси; 2 — силовой цилиндр основной стойки; 3 — силовой цилиндр носовой стойки; 4 — силовой цилиндр Щитка; 5 — согласующий клапан; 6 — цилиндры замков; 7 — гидрозамок; 8 — кран стравливания; 9 — клапан переключения; 10 — запорный клапан; 11—обратный клапан; 12 — демпферный клапан; 13—цилиндр торможения колес |
(рис. 32) и основных стоек шасси и гидравлические цилиндры щитков основных колес являются исполнительными агрегатами в гидравлической сети шасси.
Согласующие клапаны (рис. 33) служат для согласования уборки щитков основных колес с уборкой основных стоек шасси.
Рис. 32. Цилиндр уборки (выпуска) передней стойки:
1—цилиндр; 2 — шток; 3 — шарик; 4 — дистанционное кольцо; 5 — пружина; 6 — плавающий поршень; 7 — контровка; 8 — ушко цилиндра; 9, 16, 18, — гайки; 10 — ниппель; 11 — алюминиевая шайба; 12, 13, 19 — уплотнительные кольца; 14 — прокладка; 15 — вильчатый болт; 17 — шайба; 20 — контровочный винт; 21—колпачок; 22 — штифт
Рис. 34. Аварийный переключатель: 1 — корпус; 2 — поршень; 3 — штуцер; 4 — пружина: 5, 6 — алюминиевая шайба; 7 — ниппель; 8, 10 — контровка; 9 — предохранительные колпачки |
1 — корпус; 2 — направляющая; 3 — пробка; 4 — пружина; 5. 7 — алюминиевые кольца; 6 — шарик; 8, 9 — контровка; 10 — ниппель;
11 — предохранительные колпачки
Согласующий клапан состоит из корпуса, шарикового клапана и штока, выдвигаемого из корпуса пружиной. Проход жидкости через согласующий клапан к гидравлическому цилиндру на уборку щитка колеса возможен только тогда, когда основная стойка шасси в конце уборки утопит шток согласующего клапана и откроет его шариковый клапан.
Рис. 36. Односторонний гидрозамок: 1 — корпус; 2 — штуцер; 3 — седло; 4—конус; 5 — поршень; 6, 7 — пружины; 8, 9~ уплотнительные кольца |
Согласующие клапаны крепятся к нервюрам № 6 п — нишах основных стоек шасси.
Аварийные переключатели (рис. 34) предназначены для обеспечения подачи давления жидкости в линию выпуска шасси при их аварийном выпуске.
Аварийный переключатель состоит из корпуса, золотникового двустороннего клапана и пружины.
При работе основной гидравлической системы золотниковый клапан перекрывает аварийную сеть. При аварийном выпуске шасси золотниковый клапан отключает основную систему. Установлены аварийные переключатели в нишах стоек шасси.
Обратные клапаны (рис. 35) служат для перепуска жидкости в одном направлении. Обратный клапан состоит из корпуса, шарикового клапана и пружины. Установлены в нишах стоек шасси.
Односторонние гидрозамки (рис. 36) предназначены для запирания столба жидкости в определенном участке гидравлической системы с целью исключения самопроизвольного складывания стоек шасси.
Гидрозамок состоит из корпуса, крышки, золотникового клапана с пружиной, поршня и пружины поршня. На гидрозамке имеются три штуцера: входной, боковой и выходной, размещенные на крышке, и штуцер на корпусе — для подвода давления на открытие гидрозамка.
Гидрозамки установлены в линии уборки шасси. Через боковой штуцер жидкость, преодолев сопротивление пружин клапана, открывает его и проходит через выходной штуцер в линию выпуска шасси.
При падении давления на входе или прекращении подачи жидкости клапан под действием своей пружины закрывается и запирает столб жидкости между поршнем гидравлического цилиндра основной стойки шасси и клапаном, не давая возможности «сложиться» основной стойке шасси.
Для обеспечения перепуска жидкости в обратном направлении необходимо к штуцеру на корпусе подвести давление не менее 20 кгс/см2. При этом поршень, преодолевая сопротивление обеих пружин, откроет клапан.
Цилиндры открытия механических замков (рис. 37) предназначены для открытия механического замка выпущенного положения передней стойки и для открытия механических замков убранного положения основных стоек шасси.
Все три цилиндра одинаковы и состоят из гильзы и поршня, выполненного заодно целое со штоком.
Цилиндр открытия механического замка стойки шасси установлен на шпангоуте № 3 и закреплен на обойме механического замка.
Цилиндры открытия механических замков основных стоек шасси установлены в нишах рядом с механическими замками.
Дроссели (рис. 38) служат для поглощения пульсации давления потока рабочей жидкости и для обеспечения определенной скорости уборки и выпуска шасси.
Дроссель состоит из корпуса с двумя крышками и
2 1 J 4 I і Рис. 39. Цилиндр автоматического торможения колес: 1 — корпус; 2 — штуцер; 3 — шток; 4 — пружина; 5 — регулировочный винт |
дросселирующих пластинок с несоосно расположенными отверстиями малого диаметра.
Цилиндр автоматического торможения колес (рис. 39) служит для автоматического торможения колес при уборке шасси. Подключен к линии уборки шасси. Состоит из цилиндра с крышкой; поршня со штоком, в который ввернут регулировочный наконечник, и возвратной пружины.
При уборке шасси рабочая жидкость действует на поршень и выдвигает его. Шток поршня при этом надавливает на клапан ПУ-7 системы торможения, и колеса затормаживаются. Регулировочным наконечником регулируется величина давления торможения колес.
При прекращении подачи рабочей жидкости на уборку шасси прекращается подача жидкости к цилиндру торможения, возвратная пружина убирает шток — колеса растормаживаются.
Работа гидравлической сети шасси
Управление гидравлической сетью шасси осуществляется с помощью кнопок, расположенных на щитках управления шасси в передней и задней кабинах на левой стороне приборных досок.
На самолетах Л-29 с 16-й серии на левой неоткидной части приборной доски задней кабины установлен выключатель, с помощью которого может быть отключено управление выпуском и уборкой шасси из передней кабины.
Уборка шасси
Для уборки шасси необходимо (в полете при работающем двигателе или на земле при подключенном наземном гидронасосе и установленном на подъемники самолете) нажать верхнюю кнопку на щитке управления шасси в кабине, предварительно открыв предохранительный колпачок. При этом замыкается цепь электромагнита крана шасси, кнопка удерживается в утопленном положении, золотник крана шасси перемещается и пропускает рабочую жидкость из основной сети в линию уборки шасси. Жидкость открывает односторонние гидрозамки и одновременно через дроссели поступает в гидравлические цилиндры основных стоек шасси, открывает шариковые замки и выдвигает штоки гидравлических цилиндров. Основные стойки шасси убираются. Давление в системе (по манометру) не превышает 100 кгс/см2.
К концу уборки основные стойки нажимают на штоки согласующих клапанов и открывают их. Жидкость через согласующие клапаны поступает в гидравлические цилиндры щитков колес, и щитки закрываются.
Выдавливаемая из гидроцилиндров основных стоек жидкость через гидрозамки, обратные клапаны, аварийные переключатели и кран шасси сливается в гидробачок. Из гидроцилиндров щитков колес жидкость сливается по этому же пути.
Одновременно жидкость движется и к передней стойке шасси, где в первую очередь поступает в цилиндр открытия механического замка, выдвигает его шток и открывает механический замок выпущенного положения передней стойки. Затем через дроссель жидкость поступает в гидроцилипдр и убирает стойку шасси. Выдавливаемая из гидроцилиндра жидкость через аварийный переключатель и кран шасси сливается в бачок.
После уборки каждой стойки шасси и срабатывания замка ее убранного положения замыкается соответствующий концевой выключатель и загорается красная лампочка сигнализации положения стойки. Через 4 с после уборки всех трех стоек электромагнит крана шасси обесточивается, золотник возвращается в среднее положение, прекращается подача жидкости в сеть шасси, кнопка уборки шасси возвращается в исходное положение, а манометр отмечает давление не выше 12 кгс/см2.
Общая продолжительность уборки шасси около 9 с. В электросхеме управления шасси установлено временное реле ВМ-2, которое в течение 4 с после срабатывания всех трех концевых выключателей шасси подает питание на электромагнит крана шасси.
При уборке шасси подается давление в цилиндр автоматического торможения и осуществляется затормаживание основных колес шасси.
Выпуск шасси
Для выпуска шасси необходимо нажать нижнюю кнопку на щитке управления шасси. При этом замыкается сеть электромагнита крана шасси, кнопка удерживается в утопленном положении, золотник крана шасси перемещается и пропускает жидкость из основной сети в линию выпуска шасси.
Жидкость через аварийный переключатель поступает в цилиндры открытия механических замков. Вначале открываются замки убранного положения щитков основных колес, а затем замки убранного положения основных стоек шасси.
Пройдя цилиндры открытия механических замков, жидкость поступает одновременно в гидроцилиндры щитков основных колес и через гидрозамки — в гидроцилиндры основных стоек шасси. Давление в системе возрастает до 100 кгс/см2. Щитки основных колес и основные стойки выпускаются. Из гидроцилиндров основных стоек жидкость сливается в гидробачок через дроссели и кран шасси, а из гидроцилиндров щитков колес — через согласующие клапаны и кран шасси.
В гидроцилиндр передней стойки жидкость поступает через аварийный переключатель. Под действием
Рис. 40. Гидравлическая сеть
I — электрогидрокран (кран закрылков); 2 — рабочий цилиндр; 3 — реверсивный пор- ционер; 4 — гидрозамок; 5 — обратный клапан; 6 — переключающий клапан; 7 — одно-
давления жидкости ша
v
к левому цитт змшт бачок
При закрытии замков выпущенного положения стоек шасси срабатывают концевые выключатели и загораются зеленые лампочки на указателе положения шасси.
Через 4 с после закрытия всех трех замков выпущенного положения стоек срабатывает реле времени ВМ-2, электромагнит крана шасси обесточивается, золотник занимает среднее положение и прекращается подача жидкости в сеть шасси. Кнопка выпуска шасси возвращается в исходное положение. Манометр отмечает давление в системе не выше 12 кгс/см2.
Гидравлическая сеть закрылков (рис. 40) предназначена для уборки и выпуска закрылков. Нажатием на кнопки, расположенные на щитках управления закрылками на левых пультах в обеих кабинах, закрылки можно переместить в любое из трех положений: «Убраны»; «Выпущены на 15°» (взлетное положение); «Выпущены на 30°» (посадочное положение).
В каждом из этих положений закрылки фиксируются с помощью двусторонних гидравлических замков. Сеть закрылков включает следующие агрегаты: гидроцилиндры закрылков; реверсивный распределитель (порционер); двусторонние гидрозамки; аварийные переключатели; обратный клапан с демпфированием.
Гидроцилиндры закрылков (рис. 41) предназначены для уборки и выпуска закрылков. Гидроцилиндр представляет собой цилиндр, в котором перемещается поршень со штоком. С одной стороны на цилиндр наворачивается крышка с проушиной, с помощью которой цилиндр крепится к 8-й нервюре центроплана. С другой стороны в цилиндре с помощью накидной гайки крепится уплотнительный сальник.
В торец штока вворачивается зубчатая рейка, которая находится в зацеплении с зубчатым сегментом управления закрылками.
Реверсивный распределитель (порционе р) предназначен для обеспечения синхронности отклонения закрылков при уборке и выпуске.
Порционер делит поступающую жидкость на два равных потока, направляет эти потоки в гидроцилиндры при уборке закрылков и пропускает равные количества жидкости из гидроцилиндров при выпуске закрылков независимо от величины нагрузки, действующей на каждый из них.
Порционер состоит из дроссельного механизма, золотниковой пары и обратных клапанов, размещенных в общем корпусе.
Принцип деления жидкости при прямом ходе (от насоса в систему) состоит в том, что при некотором общем ее расходе через порционер дроссельный механизм открывает равные дроссельные сечения, в силу чего сопротивления обеих ветвей равны между собой и общий расход жидкости распределяется поровну в каждую ветвь.
Так как при равных расходах равны и потери давления в каждой ветви, то и давление на золотник с обеих сторон будет одинаковым.
Если противодавление от одного из закрылков, например от подключенного к правой ветви порционера, уменьшится, то расход жидкости в этой ветви увеличится, увеличатся также и потери давления.
В результате увеличения потерь давления в правой ветви давление на золотник с правой стороны уменьшится, золотник переместится вправо, прикроет окна правой стороны гильзы и уменьшит расход жидкости.
Перемещение золотника будет происходить до тех пор, пока давление на золотник справа станет равным давлению слева, а это возможно лишь при равенстве расходов.
В случае неточного деления потока порционером или небольшой разницы рабочих объемов гидроцилиндров поршень одного из них, например левого, может дойти до своего крайнего положения несколько раньше другого (правого). В этом случае вследствие прекращения движения жидкости в левой ветви возрастает давление до величины давления на входе в порционер. Золотник резко сместится и перекроет подачу жидкости в правый гидропилиндр.
Чтобы при таком положении золотника поршень правого гидроцилиндра дошел до крайнего положения, в гильзе золотника имеются специальные «отверстия дожима», через которые проходит жидкость и медленно дожимает отставший поршень.
Процесс деления потока при обратном ходе поршня аналогичен процессу при прямом ходе.
Порционер установлен в линии уборки закрылков для того, чтобы обеспечить синхронный выход закрылков при их аварийном выпуске. При малых расходах жидкости (менее 0,6 д/мин) работа порционера нарушается и порционер не обеспечивает синхронный выпуск (уборку) закрылков. Если при неоконченном
цикле уборки (выпуска) шасси включить кран управления закрылками, то через него пойдет малое количество жидкости и возможен несинхронный выпуск (уборка) закрылков.
С целью исключения возможности управления закрылками при неоконченном цикле уборки (выпуска) шасси введена электрическая блокировка включения крана управления закрылками.
Двусторонние гидрозамки (рис. 42) служат для фиксации штоков рабочих цилиндров закрылков в любом положении в направлении выпуска и уборки.
Гидрозамок состоит из двух одинаковых половин. Его основными частями являются: корпус со штуцерами; поршень с резиновым уплотнительным кольцом; пружины, удерживающие поршень в среднем положении; клапаны, прижимаемые к седлу пружинами; предохранительные клапаны, состоящие из шарика, направляющей и пружины.
Через боковые штуцеры к гидрозамку подводится рабочая жидкость. Через центральные штуцеры гидрозамок сообщается с гпдроцилиндром закрылков (с полостью уборки и полостью выпуска).
При подаче рабочей жидкости на уборку или выпуск закрылков открывается соответствующий клапан гидрозамка и жидкость поступает в гидроцилиндр закрылков.
Одновременно под давлением жидкости перемещается, но в противоположную сторону, поршень, который открывает клапан второй половины гидрозамка, обеспечивая слив выдавливаемой из гидроцилиндра жидкости.
При прекращении подачи жидкости поршень займет среднее положение и клапаны в обеих половинах гидрозамка под действием пружин закроются. Жидкость в участках между центральными штуцерами и поршнем гидропилиндра закрылков запирается, фиксируя положение поршня гидропилиндра, а значит, и закрылков.
При повышении температуры окружающей среды давление запертой гндрозамком жидкости возрастает. Для предупреждения разрушения трубопроводов при повышении давления свыше 140±5 кгс/см2 открывается предохранительный шариковый клапан и стравливает опасное давление.
Рис. 43. Обратный клапан с демпфированием: і — корпус; 2 — пробка; 3 — клапан; 4 — дросселирующая прокладка; 5 — пружина; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — контровка |
Аварийные переключатели по назначению и конструкции аналогичны аварийным переключателям системы шасси.
Обратный клапан с демпфированием (рис. 43) служит для обеспечения уборки и выпуска закрылков с определенной скоростью.
Состоит из корпуса, в котором размещены клапан с дроссельным отверстием и демпфирующая прокладка с отверстием. Между клапаном и демпфирующей прокладкой установлена пружина.
Обратный клапан с демпфированием пропускает и дросселирует рабочую жидкость в двух направлениях, но в разной степени за счет разных по диаметру отверстий в клапане и демпфирующей прокладке.
Работа гидравлической сети закрылков
Управление гидравлической сетью закрылков осуществляется с помощью кнопок, расположенных на левых панелях в передней и задней кабинах. На самолетах с 15-й серин введена электрическая блокировка, исключающая возможность одновременного управления закрылками из обеих кабин.
Для выпуска закрылков на 15° и л и 30° необходимо нажать на соответствующую кнопку на щитке управления закрылками.
Кнопка удерживается в утопленном положении и замыкает цепь электромагнита крана закрылков. Золотник крана перемещается и перепускает жидкость через аварийные переключатели, двусторонние гидро-
замки и гидроцилиндры закрылков. Закрылки выпускаются. Из гидроцилиндров жидкость выдавливается через двусторонние гидрозамки, реверсивный порционер, обратный клапйн) с демпфированием и кран закрылков в гидробачок. — Манометр показывает давление не более 35 кгс/см2.
При выходе штоков гидроцилиндров в положение, соответствующее выпуску закрылков на 15 или 30° (в зависимости от утопленной кнопки), срабатывают концевые выключатели, электромагнит крана закрылков обесточивается, золотник занимает среднее положение, прекращается подача жидкости в сеть закрылков, кнопка выпуска закрылков возвращается в исходное положение.
На щитке управления закрылками загорается лампочка сигнализации положения закрылков:
оранжевая — при выпуске закрылков на 15°;
зеленая — при выпуске закрылков на 30°.
Манометр показывает давление не выше 12 кгс/см2.
Общая продолжительность цикла выпуска закрылков на 15°— 2,5 с, на 30°— 3 с.
Для уборки закрылков необходимо нажать на кнопку уборки закрылков. Кнопка удерживается в утопленном положении, замыкая сеть электромагнита крана закрылков. Золотник крана перемещается и перепускает жидкость через обратный клапан с демпфированием, реверсивный распределитель и двусторонние гидрозамки в гидроцилиндры закрылков.
Закрылки убираются. Выдавливаемая из гидроцилиндров жидкость сливается в гидробачок через двусторонние гидрозамки, аварийные переключатели и кран закрылков.
Давление в гидросистеме во время уборки закрылков не более 60 кгс/см2. В убранном положении закрылков срабатывает концевой выключатель, электромагнит крана закрылков обесточивается, золотник занимает среднее положение, прекращается подача жидкости в сеть закрылков и кнопка уборки закрылков возвращается в исходное положение. На щитке управления закрылками загорается красная лампочка сигнализации положения закрылков. Манометр показывает давление не более 12 кгс/см2. Общая продолжительность цикла уборки закрылков 2 с из положения «Выпущены на 15°» и 2,5 с из положения «Выпущены на 30°».
Гидравлическая сеть воздушных тормозов (рис. 44)
предназначена для уборки и выпуска тормозных щитков. Управление тормозными щитками осуществляется из передней кабины с помощью электрического перекидного переключателя, установленного на секторе газа, и кнопки на ручке управления самолетом из задней кабины посредством нажимного переключателя на секторе газа.
Агрегаты сети закрылков в основном расположены в хвостовой части фюзеляжа. К ним относятся:
гидроцилиндры тормозных щитков;
реверсивный распределитель;
обратный клапан с демпфированием;
двусторонние гидрозамки;
двойные запорные клапаны (легкоразъемное соединение) .
Гидроцилиндры тормозных щитков аналогичны гидроцилиндрам закрылков и отличаются от них в основном размерами.
Реверсивный распределитель, обратный клапан с демпфированием, двусторонние гидрозамки аналогичны соответственно реверсивному распределителю, обратному клапану с демпфированием и двусторонним гидрозамкам сети закрылков.
Двойные запорные клапаны (рис. 45) герметично запирают концы трубопровода при его разъединении в случае отстыковки хвостовой части фюзеляжа, благодаря чему исключается появление воздушных пробок и потеря жидкости.
Двойной запорный клапан состоит из двух отдельных клапанов (шарикового и тарельчатого), соединенных накидной гайкой в один агрегат. В собранном виде двойной запорный клапан пропускает рабочую жидкость в обоих направлениях. При отворачивании накидной гайки проходные сечения двойного запорного клапана герметично закрываются с одной стороны шариковым клапаном, с другой — тарельчатым клапаном.
Работа гидравлической сети тормозных щитков
Для выпуска тормозных щитков необходимо нажать кнопку на ручке управления самолетом
или переместить вперед переключатель на РУД. При
Рис. 46 Система поддавливания гидробачка: 1 — гидробачок; 2 — обратный клапан; 3 — редуктор; 4 — фильтр; 5 — предохранительный клапан |
этом замыкается цепь электромагнита крана тормозных щитков, перемещается золотник крана и рабочая жидкость через двойной запорный клапан, обратный клапан с демпфированием, порционер и двусторонние гидрозамки поступает в гидроцилиндры тормозных щитков. Щитки выпускаются.
Выдавливаемая из гидроцилиндров жидкость через двусторонние гидрозамки, двойной запорный клапан и кран щитков сливается в гидробачок.
Давление рабочей жидкости в системе во время выпуска тормозных ЩИТКОВ не более 40 КГО/СГГ. Время выпуска тормозных щитков около 3 с.
В начале выпуска тормозных щитков загораются зеленые лампочки сигнализации положения щитков, которые находятся на левой стороне приборных досок в обеих кабинах.
Для уборки тормозных щитков необходимо переместить назад переключатель на РУД или отпустить кнопку на ручке управления самолетом (если она была нажата ). При этом срабатывает электрогидрокран тормозных щитков и жидкость через двойной запорный клапан и двусторонние гидрозамки поступает в гидроцилиндры щитков.
Тормозные щитки убираются.
Выдавливаемая из гидроцилиндра жидкость через
Рис. 47. Редуктор низкого
давления РВ-07:
1 — корпус; 2 — золотник; З — пружина; 4 — мембрана; £ — пружина; 6—толкатель; 7 — регулировочный винт; 8 — гайка
двусторонние гидрозамки, порционер, обратный клапан с демпфированием, двойной запорный клапан и кран тормозных щитков сливается в гидробачок.
Давление в сети во время уборки тормозных щитков не более 100 кгс/см2. При полностью убранных тормозных щитках срабатывает концевой выключатель, гаснет лампочка сигнализации и кран тормозных щитков автоматически переключается в нейтральное положение. Манометр отмечает давление ■не выше 12 кгс/см2.
Система поддавливания гидробачка (рис. 46) предназначена для обеспечения надежной работы гидронасоса на больших высотах. Поддавливание осуществляется посредством сжатого воздуха, подводимого из компрессора двигателя.
В систему поддавливания входят следующие агрегаты и детали:
фильтр;
редуктор низкого давления РВ = 07;
обратный клапан;
предохранительный клапан.
Детали и агрегаты системы установлены на правом верхнем подкосе рамы двигателя.
Фильтр предназначен для очистки от механических частиц воздуха, поступающего из компрессора.
Фильтрующим элементом является металлическая сетка.
Рис. 48. Предохранительный клапан: 1—корпус; 2 — крышка со штуцером; 3 —золотник; 4 — упор; 5 уплотнительная прокладка; 6 — пружина |
Редуктор низкого давления РВ-07 (рис.47) служит для понижения давления воздуха, поступающего из компрессора, от 1,8…4,3 кгс/см2 до 0,7 кгс/см2.
Редуктор РВ-07 состоит из следующих деталей: клапана; пружины клапана; мембраны; пружины мембраны; толкателей.
Все детали установлены в одном корпусе.
Полость над мембраной сообщается с выходным каналом редуктора. При отсутствии давления в гидробачке или при давлении в гидробачке ниже 0,7 кгс/см2 пружина отжимает мембрану, которая через толкатели открывает клапан. Воздух из компрессора при открытом клапане редуктора поступает в гидробачок.
При повышении давления в гидробачке свыше 0,7 кгс/см2 мембрана, сжимая пружину, прогибается и клапан под действием своей пружины закрывается.
Обратный клапан служит для предотвращения стравливания давления воздуха из гидробачка в случае неисправности системы поддавливания.
Предохранительный клапан (рис. 48) предназначен для стравливания через дренаж избытка воздуха и рабочей жидкости при аварийном выпуске шасси и закрылков и для предохранения гидробачка от опасного повышения давления при неисправной работе РВ-07. Клапан золотникового типа. Отрегулирован на избыточное давление 1,5±0,3 кгс/см2.
ПО
Система предназначена для аварийного выпуска шасси и аварийного выпуска закрылков на 30°. Подключена к основной сети перед электрогидрокранами через обратный клапн.
Аварийная система (рис. 49) включает в себя следующие агрегаты:
гидравлические аккумуляторы; обратный клапан;
Рис. 49. Схема аварийной гидросистемы: 1 — гидроаккумулятор; 2— кран; 3, 4, 5, — краны шасси, закрылков, тормозных щитков; в — аварийный кран шасси; 7—аварийный кран закрылков; 8 — аварийные переключатели шасси; 9 — аварийные переключатели закрылков; 10 — кран; И, 12 — манометры |
аварийные краны шасси; аварийные краны закрылков; краны стравливания; гидравлические манометры;
переключающие клапаны типа односторонних гидрозамков.
Гидравлические аккумуляторы (рис. 50) являются источником гидравлической энергии аварийной системы. Оба гидроаккумулятора установлены во второй кабине под полом.
Шарообразный корпус гидроаккумулятора изготовлен из листовой термически обработанной стали. В нижнюю
Рис. 50. Гидравлический аккумулятор: |
1—крышка; 2— гайка; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — входной
штуцер; 5 —- уплотнительное кольцо; 6 — ушко крепления; 7 —
винт; 8 — корпус; 9 — мембрана; 10 — зарядный клапан; 11 — про-
кладка; 12, 13 — контровка; 14 — штифт
Рис. 51. Аварийный кран шасси и закрылков:
1 — корпус; 2 — стержень; 3 — конус; 4 — сальник; 5 — фланец; 6— втулка; 7 — винт; 8 — маховик; 9 — гайка
часть гидроаккуму — лятора ввернут штуцер. На противоположной стороне в корпусе имеется горловина для установки резиновой мембраны, разделяющей внутренний объем гидроаккумулят о р а на две камеры — пневматическую и гидр авлическую.
Края мембраны прижимаются к буртику горловины крышкой, которая притягивается гайкой. В крышку ввернут зарядный клапан для зарядки пневматической камеры гидроаккумулятора сжатым газом. Зарядное давление азота 50± ± 1 кгс/см2.
Обратный клапан представляет собой шариковый клапан с пружиной, установлен между основной сетью и гидроаккумуляторами. Через обратный клапан осуществляется зарядка аккумуляторов рабочей жидкостью из основной сети.
Аварийные краны шасси и закрылков (рис. 51) размещены в обеих кабинах на правых пультах (в каждой кабине—аварийный кран шасси и аварийный кран закрылков). Служат для управления аварийным выпуском шасси и закрылков. По конструкции они аналогичны. Аварийный кран состоит из стального корпуса, в который запрессовано бронзовое кольцо, являющееся седлом конусного клапана. Конусный клапан
Схема работы
Рис. 52. Клапан стравливания:
/ — гайка; 2— седло клапана; 3 — нажимной винт; 4—шарик.
закреплен на стержне, который вворачивается в корпус. На конце стержня насажен маховичок.
При вращении маховичка по часовой стрелке стержень вворачивается в корпус крана и конусный клапан отключает гидроаккумулятор от сети (кран закрыт). При вращении маховичка против часовой стрелки кран открывается и сообщает гидроаккумуляторы с сетью.
Клапаны стравливания (рис. 52) служат для стравливания жидкости из аварийной системы после аварийного выпуска шасси или закрылков. В закрытом положении полый нажимной винт прижимает шарик к седлу клапана.
При отворачивании нажимного винта шарик отходит от седла и жидкость через боковое отверстие и внутреннюю полость нажимного винта сливается наружу. Краны стравливания системы шасси и закрылков установлены в нише правой стойки шасси.
На самолетах Л-29 с 23-й серии для стравливания давления из аварийной магистрали шасси после аварийного их выпуска установлен стравливающий кран, ручка управления которым размещена на вертикальной стенке левой панели передней кабины.
Переключающие клапаны соединяют магистрали уборки основной сети шасси (закрылков) с гидробачком при аварийном выпуске шасси (закрылков). В качестве переключающих клапанов используются односторонние гидрозамки.
Гидравлические манометры МГ-160 предназначены для контроля за давлением в аварийной системе. Установлены они на правых пультах в передней и задней кабинах самолета.